В 08-го г. 20 века в мире появилось уникальное устройство, предназначенное подавать звуковые сигналы транспортными средствами – это устройство называется klaxon. Название «klaxon» произошло от компании-производителя – «Klaxon Signals Ltd.», в переводе с древнегреческого означает «выть, шуметь».
Историческая справка
Первые варианты клаксонов, которые использовались на автомобилях и велосипедах, представляли собой устройство механического типа, где составляющими элементами были – пружинящие пластины и фиксирующая заклепка по центру. Когда пластина соприкасалась с двигающейся шестерней, она излучала специфические звуки. Чтобы усилить звук и придать ему направленности к пластине стали монтировать спецрупор. Впоследствии, Miller Reese Hutchison совместно с американским изобретателем Thomas Alva Edison приобрели патент на производство klaxon, где вращение зубчатого колеса происходило с помощью электричества.
Кроме электромеханических клаксонов, спустя определенное время появились пневматические модели клаксонов и электронные. Производством звуковых сигналов занимались разные фирмы, даже производители транспортных средств. Традиционно их всегда называют «klaxon».
Клаксоны в наши дни
Так сложилось, что сила звука и тонн клаксона любого транспортного средства обязательно связано с его габаритами, соответственно и с длиной его тормозного пути. Эту закономерность знают все – чем тяжелее и огромнее транспортное средство, тем ниже и мощнее его звуковой сигнал. Все логически объяснимо – крупногабаритному транспортному средству – теплоходу или локомотиву, требуется оповещать о себе на значительные расстояния, соответственно для таких целей необходимо только низкая частота и большая мощность звука. К тому же klaxon, имеющие мощные и низкие сигналы, имеют приличные размеры, из-за которых на малогабаритное транспортное средство непрактично устанавливать. Во многих странах такая закономерность klaxon введена законодательно, для того чтобы по звуковому сигналу можно было бы определить размерность приближающегося транспортного средства.
В наше время на автотранспортных средствах klaxon применяются парами, где один имеет высокий тон, а другой низкий – для обеспечения красоты и силы звучания. Несмотря на это, средняя частота сдвоенных сигналов в любом случае соответствует указанной закономерности.
Сейчас принцип подачи звукового сигнала не используется, какой был в первых klaxon – звук подавался благодаря соприкосновению пластины с вращающимся зубчатым колесом. Единственным исключением среди транспортного средства, где используется старый принцип подачи звукового сигнала, остались трамваи, велосипеды и ручные звонки.
Самые распространенные способы подачи сигнала на данный момент являются:
— электромагнитные – устанавливаются на легковых автомобилях и мотоциклах;
— пневматические – мощные klaxon, называются сиреной;
— электронные.